Авторы и администрация сайта не несут ответственности за возможный ущерб, причиненный в результате использования доработок и/или технологий, описанных в данном разделе. Во многих случаях производитель предупреждает об изменении условий гарантии после самостоятельной доработки, более подробную информацию об этом можно получить у официального дилера. Некоторые изменения требуют регистрации в ГИБДД и соблюдения иных процедур, установленных действующим законодательством. Помните, что все изменения в конструкцию вы вносите на свой страх и риск, пожалуйста, руководствуйтесь здравым смыслом.
Опять вернёмся к теме установки подрулевых переключателей круиз-контроля и аудиосистемы. Теперь в нашем распоряжении есть переключатели от Chevrolet Captiva 2013 — 2014 года (модель C140 после фейслифтинга). В переключателях появилась подсветка кнопок, цвет идентичен подсветке остальных органов управления. Кроме того, добавилось управление климатической установкой (режимом обдува и скоростью вентиляторов), что может быть удобно для использования в а/м, оборудованных климат-контролем.
Чтобы не нарушать симметрию в подсветке были приобретены два переключателя, и круиз-контроля, и управления аудиосистемой. Модификации переключателей следующие:
95902849 — Подрулевой переключатель управления аудиосистемой с подсветкой производства GM. От штатного переключателя 20999375 отличается только наличием подсветки (и распайкой контактов).
95902851 — Подрулевой переключатель круиз-контроля и климат-контроля с подсветкой кнопок, производство GM. Четыре кнопки управления круизом, включая кнопку ON/OFF, три кнопки управления климатической установкой (режим обдува и регулировка скорости вентилятора). От предыдущей модификации 20792644 отличается также только подсветкой и контактами.
Сразу же отметим, что просто заменить переключатели на обновлённые не получится, т.к. кроме количества контактов они отличаются и формой разъёмов. Очень похоже на маркетинговый ход: чтобы обновлённые переключатели невозможно было установить на старые машины. Хотя общий функционал и даже номиналы деталей сохранились в неизменном виде.
Инструменты: тонкая отвёртка с плоским шлицом, крестовая отвёртка среднего размера (Philips PH2), паяльник, бокорезы, канцелярский нож для бумаги, лопаточка для снятия элементов обшивки (необязательно).
Запчасти и материалы: переключатель управления аудиосистемой Chevrolet Captiva №95902849, переключатель круиз-контроля Chevrolet Captiva №95902851, электрод диаметром 3 мм — 1 шт., разъём питания флоппи-дисковода 3,5″ кабель от корпуса компьютера для вывода на переднюю панель аудио и USB-разъёмов — 1 шт., медный многожильный провод сечением 0,2 — 0,5 кв.мм (24 — 20 AWG) — 1 метр, флюс, припой, термоусадочная трубка (диаметром до усадки 2-5 мм) – около 60 см (необязательно).
Пошаговое руководство:
1. Разбираем рулевое колесо и снимаем нижнюю часть кожуха рулевой колонки — процесс уже был описан в статье про установку круиз-контроля, поэтому подробнее на нём останавливаться не будем. Для упрощения снятия нижней части кожуха можно отщёлкнуть левую часть буфера защиты коленей водителя взявшись правой рукой в проём между кожухом и пластиной, а слева вставив пластиковую лопаточку для демонтажа облицовки. Рывок должен быть резким, но не сильным, направление — горизонтальное. Крепления буфера показаны на фото.
В дальнейшем буфер всё равно придётся отщёлкивать для снятия многофункционального переключателя управления подсветкой и зеркалами.
2. Снизу под рулевой колонкой находится входной разъём контактного кольца.
Не прилагая чрезмерных усилий оттягиваем или отжимаем защёлку-фиксатор (на фото обозначена стрелкой) вниз на 2-3 мм и вынимаем разъём по направлению вперёд-вниз.
Если ваш автомобиль оборудован системой климат-контроля, то в гнездо D разъёма будет входить провод с серо-чёрной маркировкой. В этом случае никаких доработок внутренней проводки автомобиля для активации управления климатом на руле не потребуется. Конечно, за исключением проводки внутри рулевого колеса, но её переделывать придётся в любом случае. Если же автомобиль оборудован кондиционером и/или в гнезде D нет провода (как на фото ниже) — значит вам не повезло, кнопки управления режимами и вентиляцией работать не будут. Возможно мы рассмотрим этот вопрос в будущем, а пока сконцентрируемся на установке.
Обратите внимание на следующий нюанс: на разъёмах, которые вставляются в контактное кольцо имеется 10 гнёзд от A до K (из них 3-4 гнезда свободны), да и кольцо называется 10-контактным, но не стоит заблуждаться. Два отдельных контакта используются для подключения подушки безопасности, а из разъёма на фото выше используются только контакты от B до G (кнопки управления, 6 гнёзд), J и K (звуковой сигнал, 2 гнезда). Итак, кольцо действительно десятиконтактное, но свободных контактов всего два: D и G. Поскольку контакт D используется для управления климатом (или возможно его использование в перспективе), подавать напряжение на него не только не имеет смысла, но и потенциально опасно. Поэтому для подачи питания на подсветку переключателей задействуем контакт G, в настоящий момент схем, где он используется не найдено.
3. Назначение контактов.
Контактное кольцо.
Используемые контакты и их нумерация на входном и выходном разъёме одинаковы. Частично данная информация представлена на электрической схеме дополнительных программируемых органов управления рулевого колеса в одной из предыдущих статей. В скобках приведены цвета проводов на входном разъёме под рулевой колонкой. На выходном разъёме нумерация начинается с правой стороны, будьте внимательны, контакта A на контактном кольце нет (на разъёме место под контакт A есть), нумерация начинается с B!!! Также на кольце отсутствует контакт H.
A — не используется
B — управление аудио (коричневый)
C — управление круиз-контролем (серый)
D — управление климат-контролем (серо-чёрный)
E — управление аудио (светло-зелёный)
F — общий круиз-контроля и климат-контроля (розовый)
G — будет использован для питания подсветки (обычно используется жёлтый)
H — не используется
J — «минус» звукового сигнала (чёрный)
K — «плюс» звукового сигнала (коричневый)
Переключатель круиз-контроля.
Нумерация в схемах и на контактах отсутствует, поэтому будем нумеровать их условно слева направо, расположив переключатель горизонтально, контактами «к себе», кнопками вверх. В скобках указан номер на контактном кольце, к которому подключается данный провод.
1 — общий круиз-контроля и климат-контроля (F)
2 — управление климат-контролем (D)
3 — управление круиз-контролем (C)
4 — «плюс» питания подсветки (G)
5 — «минус» питания подсветки (на корпус рулевой колонки)
Переключатель аудио.
Общие принципы такие же, как и при описании круиз-контроля.
1 — управление аудио (E)
2 — управление аудио (B)
3 — не используется
4 — «плюс» питания подсветки (G)
5 — «минус» питания подсветки (на корпус рулевой колонки)
4. Переделка внутренних шлейфов внутри рулевого колеса возможна по-крайней мере в двух вариантах, назовём их условно А, Б и В. Для эксперимента был выбран самый простой из них, с полной заменой штатных разъёмов и шлейфов на оказавшиеся под рукой компьютерные. Кроме наличия самих шлейфов и того факта, что разъёмы уже обжаты в заводских условиях, других плюсов у данного варианта нет. Если собираетесь разъёмы и провода покупать — больше подойдёт вариант Б. Вариант В с сохранением штатного разъёма контактного кольца постараемся рассмотреть позже и добавим его в текущую статью.
А) От корпуса старого компьютера были взяты шлейфы подключения разъёмов аудио (ADH_CONNECTOR — Azalia Digital Header) и USB на передней панели (FRONT_USB). Эти гнёзда (разъёмы) имеют двухрядное расположение контактов типа BLD-16 (2 ряда по 8 контактов) и BLD-10 (2 ряда по 5 контактов) соответственно. Нами будет использоваться только один ряд, который не имеет гнёзд, закрытых заглушками. Два разъёма USB предназначены для подключения переключателей, а разъём панели — для замены разъёма контактного кольца.
При помощи острого кончика канцелярского ножа осторожно отгибаем пластмассовый фиксатор и вынимаем контакт с проводом из гнезда. Повторяем операцию со всеми проводами и разъёмами.
В два разъёма BLD-10 устанавливаем контакты в соответствии с назначением и нумерацией, указанными в предыдущем пункте. Ориентируем разъём таким образом, чтобы ряд из 5-ти гнёзд оказался внизу, а ряд из 4-х гнёзд — вверху (если смотреть на разъёмы переключателей как показано на фото 5 и 6). При этом в разъёме, предназначенном для переключателя аудиосистемы, используем 4-х контактный кабель от USB-разъёма.
Для переключателя круиза/климата используем кабель от фронт-аудио (лишние провода с контактами отрезаем). Два отрезанных контакта будут нужны позже для подключения звукового сигнала. Для питания подсветки были выбраны красный и чёрный провода, цвета остальных проводов выбраны случайно.
При помощи канцелярского ножа от разъёма BLD-16 отделяем два крайних гнезда с любой стороны, разрезав разъём по центру контакта №7. Излишки пластмассы с места разреза удаляем ножом до получения правильного прямоугольника. В результате получится два разъёма: 2 ряда по 6 контактов и 2 ряда по 1 контакту.
Разъём 2 ряда по 6 контактов располагаем таким образом, чтобы ряд из 6-ти гнёзд оказался внизу, а ряд из 5-ти гнёзд — вверху (если смотреть на разъём контактного кольца как показано на фото 4). Устанавливаем контакты B — G в гнёзда в соответствии с описанием цоколёвки контактного кольца. От одного из «плюсовых» (красных) проводов отрезаем контакт и аккуратно припаиваем провод ко второму контакту. Вставляем контакт в гнездо G. На обоих «минусовых» (чёрных) проводах отрезаем контакты, припаиваем к ним отрезок провода и подключаем его к «массе» рулевой колонки. Место пайки проводов изолируем термоусадочной трубкой. Подключаем разъём к контактному кольцу.
Во избежание попадания проводов в контакты звукового сигнала убираем их за литые спицы рулевого колеса и кронштейны, к которым крепятся переключатели. Общий вид представлен на фото ниже.
Аккуратно припаиваем провода звукового сигнала к контактам и вставляем контакты в оставшийся разъём 2 ряда по 1 контакту. Фиксируем зажимные клеммы на местах, с которых их отключали при разборке рулевого колеса. Только после этого подключаем разъём к контактному кольцу. Обратите внимание на соблюдение полярности!
Б) Если собираетесь покупать разъёмы, а не использовать их от компьютера — имеет смысл взять однорядные с шагом 2,54 мм: 2 штуки BLS-05 для переключателей и 1 штуку BLS-10 для контактного кольца. Также необходимо приобрести 17 контактов к этим гнёздам (если никогда не обжимали такие контакты — лучше взять с некоторым запасом, благо стоят они недорого).
Процесс сборки аналогичен предыдущему варианту, но отдельные провода желательно собрать в термоусадочную трубку или кембрик, чтобы монтаж был качественным и красивым. BLS-10 разрезать не требуется, все контакты (в т.ч. контакты звукового сигнала) устанавливаются в гнёзда согласно нумерации контактного кольца, приведённой ранее.
Также возможно комбинировать два способа подключения, А и Б. Например, взять обжатые шлейфы и установить их в однорядные разъёмы BLS-05 и BLS-10.
В) …
6. Вынимаем многофункциональный переключатель управления подсветкой. Для этого необходимо отвернуть саморез под переключателем. В обычных условиях он скрыт под декоративной пластиной (см. п. 1).
После этого при помощи лопаточки для пластика вынуть переключатель из посадочного места. Защёлки показаны на следующей фотографии.
Вытянуть синий фиксатор (на фото обозначен красной стрелкой) и нажав на защёлку под ним (направление нажатия обозначено зелёной стрелкой) отсоединить разъём.
Найти жёлтый провод из контакта 14, который находится между зелёным и другим жёлтым проводами. Зачистить его в 2-3 см от разъёма, сняв примерно 0,5 см изоляции.
7. Взять отрезок около 60 см многожильного медного провода сечением 0,2 — 0,5 кв.мм, припаять к нему контакт от разъёма питания дисковода 3,5″ не допуская излишков припоя. Желательно протянуть провод в термоусадочную трубку, усаживать её не обязательно. Вынув синий фиксатор из входного разъёма контактного кольца (на фото 2), вставляем контакт в гнездо G до защёлкивания «язычка» (фиксатора) контакта в прорези разъёма (этот «язычок» нужно вернуть в исходное положение после извлечения из разъёма дисковода и припаивания провода). Защёлкиваем на место синий фиксатор и устанавливаем разъём на место. Желательно проверить сопротивление между вторым концом провода и шестым контактом (G), считая справа, на выходном разъёме контактного кольца внутри рулевого колеса — оно должно быть близко к нулю. Делать это нужно при выключенном зажигании. Свободный конец провода протягиваем вдоль трубки жёлтого цвета, в которой идут провода подушки безопасности водителя. После этого припаиваем его к жёлтому проводу регулятора подсветки, который зачищали в предыдущем пункте. Изолируем соединение и фиксируем провод к шлейфам по пути его прокладки через каждые 10 — 20 см.
Вставляем разъём в регулятор подсветки, защёлкиваем синий фиксатор. Не устанавливая на место снятые ранее детали и элементы производим проверку работоспособности подсветки кнопок и функционирования всех переключателей.
В случае положительных результатов проверки производим сборку в обратной последовательности. На фото ниже — результат нашей работы.