Авторы и администрация сайта не несут ответственности за возможный ущерб, причиненный в результате использования доработок и/или технологий, описанных в данном разделе. Во многих случаях производитель предупреждает об изменении условий гарантии после самостоятельной доработки, более подробную информацию об этом можно получить у официального дилера. Некоторые изменения требуют регистрации в ГИБДД и соблюдения иных процедур, установленных действующим законодательством. Помните, что все изменения в конструкцию вы вносите на свой страх и риск, пожалуйста, руководствуйтесь здравым смыслом.

Продолжаем тему с установкой ПТФ. Возможно смонтировать дополнительный выключатель в любом удобном месте, но это несколько расходится с нашим пониманием доработки функционала автомобиля. Здесь же мы разберем два варианта управления ПТФ без применения дополнительных выключателей и т.п.

Первый вариант прост, как все гениальное: необходимо купить подрулевой переключатель, в котором реализована функция управления передними противотуманными фарами. Для замены выполните пункт 1 данной инструкции.

Второй вариант несколько сложнее: это доработка штатного переключателя. Разработана она была нашими украинскими коллегами более трёх лет назад, опробована на модели C100 и за прошедшее время практически не изменилась. Процедура требует некоторого терпения, но вполне доступна для выполнения в домашних условиях. Единственным инструментом, без которого не обойтись, является паяльник с тонким жалом. Желательно, чтобы мощность паяльника была не выше 25 Ватт, чтобы избежать перегрева контактов и отслоения печатных проводников. Более мощный несложно переделать, навив на жало одножильный медный провод без изоляции сечением 2,5 — 6 кв.мм и отогнув этот провод вперед на 1-2 см длиннее штатного жала. На конце сделать срез под 45 градусов и облудить его. Если не знакомы с технологией пайки — неплохо хотя бы в общих чертах ознакомиться с ней, благо статей в Интернете предостаточно.

Итак, если всё вышесказанное не заставило вас отказаться от доработки — приступаем к модернизации подрулевого переключателя. По мере необходимости основные моменты будут иллюстрироваться фотографиями.

Инструменты: крестовая отвёртка PH2, отвёртка с плоским тонким шлицом, острые бокорезы (кусачки), пассатижи, инструмент для работы с пластиковыми элементами (желательно), иголка — 2 шт (желательно), нож для резки бумаги, паяльник.

Материалы: канцелярская скрепка (2-3 шт), гибкий многожильный провод сечением около 0,5 кв. мм (20 см), флюс, припой, спички.

1. Необходимо снять левый подрулевой переключатель с рулевой колонки. Для этого откручиваем винт в углублении справа от рычага фиксации положения рулевой колонки (в нижней части кожуха рулевой колонки).

Переключатель ПТФ, винт крепления кожуха рулевой колонки

Переключатель ПТФ, расположение винта крепления кожуха

Поворачиваем рулевое колесо на 90 градусов вправо. Откручиваем саморез на кожухе справа от рулевого колеса.

Переключатель ПТФ, расположение правого самореза кожуха

Переключатель ПТФ, саморез крепления кожуха, правый

Поворачиваем руль влево на 180 градусов (90 градусов влево, если смотреть от положения прямолинейного движения). Откручиваем следующий саморез, расположенный симметрично предыдущему.

Переключатель ПТФ, саморез кожуха рулевой колонки, левый

Переключатель ПТФ, саморез крепления кожуха, левый

Далее разъединяем верхнюю и нижнюю части кожуха. Одним из самых простых вариантов является разъединение от центра к краям. При необходимости вставить в щель «лопаточку» из мягкого пластика. Перемещаясь по стыку верхней и нижней частей кожуха, разъединяем их. Будьте внимательны, по краям половинок кожуха находятся защёлки, для их разъединения требуется некоторое усилие. На фото — левая защёлка, правая располагается симметрично.

Переключатель ПТФ, левая защелка крепления кожуха

Переключатель ПТФ, защелка крепления кожуха

Вынимаем подрулевой переключатель из пазов, сжав фиксаторы-защёлки сверху и снизу и тянем его влево. Направление сжатия на фото показано стрелками.

Переключатель ПТФ, снятие подрулевого переключателя освещения

Переключатель ПТФ, снятие переключателя внешнего освещения

Отключаем разъём подрулевого переключателя. Для этого сдвигаем вверх серый фиксатор и нажимая на защёлку вынимаем разъём.

Переключатель ПТФ, отсоединение разъема переключателя освещения

Переключатель ПТФ, отсоединение разъема переключателя

2. Лирическое отступление. Для тех, кто ранее сталкивался с разборкой карбюратора скажем, что данная процедура весьма похожа на извлечение эмульсионных трубок. Только «трубка» в нашем случае имеет несколько меньший диаметр.

При дальнейшей разборке потребуется ещё один «спец. инструмент» — изготавливаем его самостоятельно из обычной канцелярской скрепки или булавки. По общему мнению, скрепка оказалась более эффективной, чем булавка, однако вынуть трубку-фиксатор с первого раза не удалось ни скрепкой, ни булавкой. Скрепку разгибаем наполовину (за оставшуюся часть держать скрепку удобнее) и кончик скрепки около 1 — 2 мм отгибаем на 90 — 120 градусов. Желательно, чтобы изгиб в этом месте был не плавным, а крутым. Острыми бокорезами откусываем отогнутый кончик, чтобы остался небольшой выступ. Если держите скрепку откусанным кончиком «от себя», то получившийся срез должен быть похож на верхнюю часть цифры 1. Оба варианта представлены на фотографиях.

Переключатель ПТФ, извлечение фиксатора при помощи скрепки

Переключатель ПТФ, извлечение фиксатора скрепкой

 

Переключатель ПТФ, извлечение трубки-фиксатора при помощи булавки

Переключатель ПТФ, извлечение фиксатора булавкой

 

Вставляем изготовленную скрепку примерно на 7-8 мм в отверстие, расположенное снизу-сзади головки многофункционального рычага, обеспечивающего выключение/включение всех внешних световых приборов. Если правильно подобрали размер выступающего кончика — входит с небольшим усилием. Как только усилие ослабнет и скрепка будет свободно перемещаться и проворачиваться, дальнейшее движение можно прекратить. Взявшись пассатижами за выступающую часть скрепки, необходимо придать ей наклон с небольшим усилием, чтобы обеспечить надёжное зацепление скрепки за внутренний срез трубки. Не ослабляя усилия наклона, вытягиваем трубку-фиксатор из головки рычага. Не рекомендуется браться за частично вынутую трубку пассатижами во избежание её деформации.

3. С этого момента начинается собственно разборка переключателя. Для этого важно использовать чистую ровную поверхность с достаточной освещённостью. Контакты и трущиеся элементы содержат специальную смазку, поэтому крайне желательно избегать попадания в них стружки, песка, пыли и т.п.
Снимаем головку рычага. При помощи двух скрепок, иголок или спичек (срезав один конец спички под острым углом) отжимаем изнутри наружу защёлки белого кольца-фиксатора и снимаем само кольцо с оси (штока). Не применяйте больших усилий при отгибании защёлок во избежание их поломки!

Переключатель ПТФ, вид до снятия белого кольца-фиксатора

Переключатель ПТФ, белое кольцо-фиксатор

Снимаем поворотное контактное кольцо. Снимаем ответную часть контактного кольца и отпаиваем провода. Перед тем, как отпаивать — желательно записать/зарисовать цвет проводов и расположение контактов (если отличается от приведённого ниже рисунка). На рисунке приведено расположение контактов со стороны контактных площадок.

Переключатель ПТФ, расположение контактов и цветовая маркировка проводов

Переключатель ПТФ, распайка контактов переключателя освещения

Снимаем кольцо-ограничитель. Для этого также, как и с белым кольцом-фиксатором отгибаем защёлки, которые удерживают кольцо на штоке. Снимаем контактное кольцо включения ПТФ. Сдвигаем ответную часть контактного кольца, провода отпаивать не нужно. Пропускаем тонкий многожильный провод от платы с контактами в шток вместе с остальными проводами. Провод припаиваем к свободному контакту на контактном кольце включения противотуманок (на фото — красный провод).

Переключатель ПТФ, контакты включения на контактном кольце

Переключатель ПТФ, распайка контактов переключателя

Разбираем корпус переключателя. Плоской отвёрткой с тонким шлицом отгибаем корпус, в образовавшийся зазор возле защёлки вставляем спичку, заточенную под острым углом. Повторяем аналогичную процедуру с остальными защёлками (как минимум — с трёх сторон выключателя). Помогая тонкой отвёрткой, аккуратно вынимаем верхнюю часть переключателя (с разъёмом). Будьте внимательны, внутри выключателя находятся два подвижных контакта. Чтобы не уронить и не потерять их можно вынуть и установить на место после того, как припаяете провод.

Переключатель ПТФ, разборка корпуса переключателя освещения

Переключатель ПТФ, разборка корпуса переключателя

Выравниваем провод по длине с остальными проводами, зачищаем и облуживаем. Второй конец провода припаиваем ко второму снизу контакту на плате (на фото — красный провод).

Переключатель ПТФ, место пайки провода передних ПТФ

Переключатель ПТФ, место пайки провода

Дорабатываем контактное кольцо включения ПТФ. Ножом для резки бумаги аккуратно делаем три прорези, симметричные существующим. Результат показан на фото ниже. Вырезанные участки обведены красным контуром (до переделки эти места залиты пластмассой). Для лучшего представления, прорезь справа оставлена без контура. Не забудьте после завершения очистить контактное кольцо от пластмассовой стружки и крошек.

Переключатель ПТФ, доработанное контактное кольцо

Переключатель ПТФ, контактное кольцо после доработки

4. При сборке обратите внимание на аккуратность укладки проводов в ручку переключателя и свободный ход доработанного нами контактного кольца ПТФ. При правильной доработке, угол поворота данного кольца по часовой стрелке (включение заднего фонаря) и против часовой стрелки (включение передних фар) будет одинаковым. Поворот кольца в обе стороны должен происходить без каких-либо усилий. Только убедившись в этом, можно припаивать провода к следующему контактному кольцу. Дальнейшая сборка выключателя и установка его на рулевую колонку производится в обратном порядке. При установке белого кольца-фиксатора обратите внимание на расположение отверстия для трубки-фиксатора на контактном кольце включения внешних световых приборов — отверстие должно располагаться сзади-снизу (если смотреть со стороны маркировки на выключателях).

5. По окончании необходимо проверить доработанный переключатель. Для этого при заведенном двигателе необходимо проверить работу штатных световых приборов, управляемых переключателем (габариты, ближний, дальний, поворотники, задний фонарь ПТФ). Также при заведённом двигателе и включенных «габаритах» необходимо повернуть выключатель передних ПТФ вперёд. Если всё сделано правильно, то в районе салонного блока предохранителей (в ногах переднего пассажира) слышен щелчок реле и на приборной панели должен загореться соответствующий индикатор.

Переключатель ПТФ, индикатор включения противотуманных фар

Переключатель ПТФ, индикатор включения ПТФ

P.S. Данная доработка в полной мере относится к Captiva C100 и C140.