Авторы и администрация сайта не несут ответственности за возможный ущерб, причиненный в результате использования доработок и/или технологий, описанных в данном разделе. Во многих случаях производитель предупреждает об изменении условий гарантии после самостоятельной доработки, более подробную информацию об этом можно получить у официального дилера. Некоторые изменения требуют регистрации в ГИБДД и соблюдения иных процедур, установленных действующим законодательством. Помните, что все изменения в конструкцию вы вносите на свой страх и риск, пожалуйста, руководствуйтесь здравым смыслом.

Первая запись в данной рубрике посвящена установке своими руками круиз-контроля на Шевроле Каптива 2,4 LS MT. Это самая простая комплектация авто, поэтому ни о каком круиз-контроле мечтать не приходится. Также не устанавливают его и официальные дилеры. А между тем, данная функция весьма актуальна при поездках на дальние расстояния. И ещё один нюанс, почему для первой статьи выбрана именно эта функция: стоимость её установки на модель Captiva C140 составит всего около 500 рублей!!! Для модели C100 несколько дороже, т.к. необходимо дополнительно приобрести кольцо 10-канальное №96628699 (в TIS’е иногда обозначается как «часовая пружина», стоимость около 1000-1500 рублей), но тоже в пределах разумного.

Полностью обо всех деталях можно прочитать на форуме Chevrolet Club в теме «Круиз контроль на 2.4МТ где его небыло с рождения», заодно изучив иные способы его установки. Здесь же планируется рассказать только об одном из них, с использованием штатных кнопок круиза. Почему именно здесь, а не в профильной теме на форуме? Дело в том, что тема уже на сегодняшний момент содержит около 50 страниц, информация сильно разбросана, найти и собрать её воедино весьма непросто. Кроме того, на форуме не размещаются фотографии, поэтому приходится пользоваться сторонними фото-хостингами, что также неудобно: фотографии со временем удаляются, не всегда возможно распечатать текст вместе с фотографиями, чтобы иметь под рукой руководство по установке.

Инструменты: тонкая отвёртка с плоским шлицом, крестовая отвёртка среднего размера (Philips PH2), инструмент для резки пластмассы, круглый или полукруглый напильник, паяльник. По возможности дремель, шуруповёрт или лёгкая дрель с насадкой — точильным камнем небольшого диаметра (5-10 мм). Для изготовления шаблона — ручка или карандаш, кусок картона примерно 100х70 мм, ножницы. Если изготавливаете крепление кнопок самостоятельно – также потребуется инструмент для резки и сверления металла, метчик М5 с воротком.

Запчасти и материалы: переключатель круиз-контроля Chevrolet Captiva №96866026 или №96628527 (отличаются тем, что у второго варианта отсутствует кнопка отмены — CANCEL), электрод диаметром 3 мм — 1 шт., стальная или дюралюминиевая пластина (толщина 2-3 мм, размер примерно 70х100 мм) — 1 шт., винт М5 — 4 шт., саморез с полукруглой головкой воронёный — 1 шт., кабель питания флоппи-дисковода — 1 шт., термоусадочная трубка (диаметром до усадки 2-5 мм) – около 5 см, термоусадочная трубка или кембрик (диаметром до усадки 5-10 мм) — около 20 см, флюс, припой.

Пошаговое руководство:

1. Снимаем минусовую клемму с аккумулятора. Ждём не менее 5 минут. Субъективно — можно обойтись и без этого, но производитель в TIS’е настойчиво рекомендует именно такой порядок действий. Наверное ему виднее.

2. Берём обычный электрод диаметром 3 мм (без обмазки) длиной не менее 50 мм, или любой прочный штырь подходящего диаметра с плоским срезом на конце (пружина, которую нужно отжать этим штырём имеет круглое сечение). С левой стороны рулевой колонки под кнопками управления головным устройством на руле есть отверстие. Вставляем в него штырь и с усилием нажимаем. Показателем того, что попали в нужную точку, будет являться упругий ход пружины. При этом оттягиваем на себя левую часть подушки безопасности водителя до выхода её из зацепления. Пазы, в которых находится пружина, видны на направляющих справа и слева от тыльной стороны подушки безопасности на фото ниже Крепление кнопок управления несколько ограничивает перемещение штыря, что упрощает его позиционирование. Аналогично с правой стороны, угол наклона штыря в вертикальной и горизонтальной плоскостях приблизительно симметричен левой стороне.

3. После полного освобождения подушки безопасности поворачиваем её на себя вокруг горизонтальной оси в пределах доступного пространства, ограниченного кабелем подушки безопасности (Фото 1).

Подушка безопасности с разъёмом

1. Подушка безопасности

Плоской отвёрткой с узким шлицом отщёлкиваем вверх жёлтый фиксатор разъёма (Фото 2). Снимаем разъём подушки безопасности.

Фиксатор разъёма подушки безопасности

2. Фиксатор разъёма подушки безопасности

4. Отвёрткой с плоским шлицом отгибаем вверх чёрный фиксатор разъёма контактного кольца, вставив отвёртку между фиксатором и разъёмом (Фото 3), вытягиваем разъём на себя.

Разъём контактного кольца

3. Разъём контактного кольца

Отсоединяем клеммы звукового сигнала (провода красного и чёрного цвета, Фото 4).

Клеммы звукового сигнала

4. Клеммы звукового сигнала

Для снижения усилия слегка отжимаем фиксаторы разъёмов (указаны на предыдущем фото стрелками): с проводом чёрного цвета — от себя, красного цвета — на себя. Отвинчиваем винты (вверху) и саморезы (внизу) крепления декоративных серебристых накладок рулевого колеса. Начиная с верхней части оттягиваем на себя с небольшим покачиванием верх-вниз и снимаем накладки (крепление накладок к спицам рулевого колеса показано на Фото 5).

Защёлки декоративных накладок

5. Защёлки декоративных накладок

5. Крестовой отвёрткой PH2 отворачиваем четыре винта и саморез крепления кнопок управления аудиосистемой на руле (Фото 6).

Крепление кнопок управления аудиосистемой

6. Крепление кнопок управления аудиосистемой

Отвёрткой с плоским шлицом отщёлкиваем фиксатор (красного цвета) разъёма (Фото 7).

Разъём кнопок управления аудиосистемой

7. Разъём кнопок управления аудиосистемой

Нажав от себя в центре разъёма на фиксатор белого цвета (обозначен зелёной стрелкой на предыдущем фото) тянем разъём вправо и вынимаем из гнезда. Вынимаем кнопки управления аудиосистемой и Z-образую пластину крепления кнопок. Изготавливаем из стали толщиной 2 мм её зеркальную копию. Подробнее останавливаться на изготовлении крепления не будем, возможно несколько позже выложим чертёж с основными размерами, чтобы можно было изготовить крепление заранее. При точной подгонке отверстия к кнопкам (в п.6) возможно некоторое время ездить без пластины, если не прилагать значительных усилий к кнопкам.

6. На куске картона подходящего размера делаем шаблон: наносим контур выемки для кнопок управления аудиосистемой и вырезаем. Получившийся кусочек должен идеально входить в имеющийся вырез. Отмеряем расстояние от спиц рулевого колеса до начала (углов) выреза. Накладываем этот шаблон на правую часть кожуха рулевого колеса с внутренней стороны, не забывая отмерить аналогичное расстояние от спиц. Острым предметом (шилом, скальпелем, гвоздём) переносим контур нашего шаблона на внутреннюю поверхность кожуха рулевого колеса. Закрываем внутренности рулевого колеса тряпкой, целлофаном и т.п. от попадания стружки и осколков пластмассы. При помощи скальпеля, ножовочного полотна, фрезы или подобного инструмента, вырезаем посадочное место под установку кнопок круиз-контроля, не доходя 5-10 мм до нанесённого ранее контура. Выполнять всё необходимо предельно аккуратно, в случае повреждений исправить их практически невозможно. Периодически необходимо примерять кнопки круиз-контроля по месту, чтобы оценить, сколько ещё можно срезать без ущерба. Особенно внимательно нужно резать в углах и контролировать срез по противоположной стороне, т.к. срез далеко не всегда перпендикулярен плоскости кожуха. В конце доработать круглым напильником. И в завершение желательно пройти по краю дремелем с насадкой — точильным камнем диаметром около 7 мм, в результате срез получается как заводской. Вместо дремеля можно использовать дрель или шуруповёрт, подобные насадки есть в любом магазине инструментов. После завершения снять заусенцы, удалить стружку и опилки пылесосом или продуть внутреннюю часть рулевого колеса сжатым воздухом. Закрепить кнопки одним саморезом.

7. Сборка шлейфа управления обычно трудностей не вызывает. Для него требуется отрезанный от компьютерного блока питания кабель с разъёмом от флоппи-дисковода (Фото 8). Оставляем в разъёме два контакта с левой стороны, жёлтый и чёрный. Два контакта справа (красный и чёрный) нужно вынуть из разъёма и припаять с другой стороны к оставшимся в разъёме. Вынимаются контакты после нажатия толстой иглой (шилом, острым кончиком ножа) в вырез разъёма, после этого необходимо вернуть фиксатор («язычок») контакта в исходное отогнутое положение. Место пайки изолируем термоусадочной трубкой, получившейся длины примерно 15-20 см вполне достаточно. Дополнительно вставляем оба провода в кембрик или термоусадочную трубку диаметром 5-10 мм, усаживать её необязательно.

Переделка кабеля питания FDD-дисковода

8. Кабель питания флоппи-дисковода

Также желательно до сборки шлейфа прозвонить кнопки управления круизом, какие контакты используются. Обычно это два крайних левых, если смотреть на разъём, когда кнопки вверху (Фото 9). На фото далее приведён другой вариант монтажа — использовались два целых отрезка провода, пайка производилась прямо к контактам. Данный способ требует опыта и аккуратности, но в целом смотрится лучше. Соответственно, на фото далее цвет проводов изменился (серый провод вместо жёлтого и оранжевый провод вместо чёрного).

Используемые контакты кнопок круиз-контроля

9. Контакты кнопок круиз-контроля

Отвёрткой с плоским шлицом вынимаем фиксатор синего цвета (Фото 10) из разъёма, соединяющего контактное кольцо. Возможно потребуется надавить на выступы данного фиксатора, находящиеся в продольных пазах в торцах разъёма.

Разъём 10-контактного кольца

10. Фиксатор разъёма контактного кольца

Вставляем контакты в гнёзда С(3) и F(6) (Фото 11) до защёлкивания «язычка» (фиксатора) контакта в прорези разъёма (этот «язычок» нужно было вернуть в исходное положение в самом начале п.7). Защёлкиваем на место синий фиксатор. Если припаивали провода к контактам (а не использовали обжатые провода из разъёма дисковода), то перед тем, как вставить контакты в разъём обратите внимание, что излишков припоя в месте пайки быть не должно, иначе контакт просто не войдёт в посадочное место.

Используемые гнёзда разъёма контактного кольца

11. Гнёзда разъёма контактного кольца

Полярность значения не имеет, т.к. кнопки управления — это набор резисторов, управляющий сигнал определяется по изменению сопротивления. Далее будет приведена принципиальная схема кнопок управления круизом с номиналами резисторов.

8. На всех ли Каптивах C140 сборки калининградского завода «Автотор» установлено 10-контактное кольцо — неизвестно, после подключения кнопок управления круиз-контролем можно опробовать данную функцию не собирая руль, подушку безопасности при этом можно не подключать. Круиз-контроль включается на ходу при скорости более 40 км/ч. Для этого необходимо нажать кнопку ON (должна быть в утопленном положении), после чего нажать кнопку SET (нижняя кнопка на блоке КК). В результате на приборной панели должен загореться соответствующий значок (Фото 12).

Индикатор круиз-контроля

12. Лампа-индикатор включения круиз-контроля

При отсутствии на блоке управления круизом кнопки CANCEL, отключение режима круиз-контроля осуществляется нажатием педали тормоза или сцепления.

9. Сборка производится в обратной последовательности.

P.S. Всё вышеизложенное в равной степени относится к Chevrolet Captiva C100, распиновка разъёмов также совпадает!