Авторы и администрация сайта не несут ответственности за возможный ущерб, причиненный в результате использования доработок и/или технологий, описанных в данном разделе. Во многих случаях производитель предупреждает об изменении условий гарантии после самостоятельной доработки, более подробную информацию об этом можно получить у официального дилера. Некоторые изменения требуют регистрации в ГИБДД и соблюдения иных процедур, установленных действующим законодательством. Помните, что все изменения в конструкцию вы вносите на свой страх и риск, пожалуйста, руководствуйтесь здравым смыслом.

Для установки ксенона на Каптиву с последующей регистрацией в ГИБДД обязательным условием является наличие работающего автоматического корректора угла наклона фар в зависимости от загрузки автомобиля.
Действующий технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011), введенный в действие с 1.01.2015г.:

ПРИЛОЖЕНИЕ № 8
ТРЕБОВАНИЯ
к транспортным средствам, находящимся в эксплуатации

3. Требования к устройствам освещения и световой сигнализации

3.8.3. Не допускается отсутствие или неработоспособность предусмотренных конструкцией транспортного средства либо установленных при внесении изменений в конструкцию транспортного средства устройства фароочистки и автоматического корректирующего устройства угла наклона фар.
Примечание: В соответствии с Правилами ЕЭК ООН № 48 устройствами фарочистки комплектуются фары ближнего света, имеющие источники света с номинальным световым потоком более 2000 люмен.
Автоматическим корректирующим устройством угла наклона фар комплектуются адаптивные системы переднего освещения, выполняющие функцию ближнего света, независимо от используемого источника света, фары ближнего света с источниками света класса LED, а также фары ближнего света и противотуманные с источниками света любого класса, имеющими номинальный световой поток более 2000 люмен. Сменные газоразрядные источники света категорий D1R, D2R, D3R, D4R, D1S, D2S, D3S, D4S и галогенные лампы накаливания категорий H9, H9B, HIR1 имеют номинальный световой поток более 2000 люмен.

Выбор автоматических корректоров невелик, варианты установки дешевых китайских и очень дорогих корректоров фирмы Hella были отметены сразу. Из российских был выбран автокорректор «Зенит» от компании Силичъ. У Хеллы есть неоспоримое преимущество в виде бесконтактных ультразвуковых датчиков, что позволяет избавиться от датчиков механических, а следовательно повысить надежность и долговечность системы. Все хорошо, если бы не цена, в среднем в 4 раза превышающая стоимость того же «Зенита». На момент публикации статьи производитель предлагает «Силичъ-Зенит» в комплекте с одним датчиком за 4000 рублей. Если принять во внимание, что наибольшая вероятность выхода из строя только у зенитовского механического датчика (его стоимость отдельно 1600 рублей, заменить минут 10), то оказывается проще регулярно менять датчик. Также к минусам ультразвуковых датчиков можно отнести: а) снижение точности (вплоть до полной неработоспособности) при загрязнении, что при размещении под днищем а/м весьма актуально; б) сильная зависимость от рельефа, например, при проезде даже по неглубокой по колее ошибка датчика будет составлять глубину колеи. Выбор сделан, корректор заказан и получен, пора переходить к необходимым материалам и инструментам.

Материалы:
1. Автоматический корректор света фар «Силичъ-Зенит» СИЛЧ.468364.004 (с одним датчиком загрузки задней оси).
2. Четыре отрезка многожильного провода сечением 0,35 — 0,5 кв. мм в разноцветной изоляции длиной сантиметров 70-80 каждый.
3. Отрезок провода ПУНП 2×1,5 или аналогичного (для упрощения протяжки кабеля по салону) 2м.
4. Саморез с пресс-шайбой 10 — 16 мм со сверлом — 3-5 шт.
5. Скотч узкий.
6. Стяжка капроновая 5-10 шт.
7. Флюс (канифоль, паяльный жир и т.п.), припой.
8. Герметик, 2-3 мл достаточно.
9. Тонкий поролон или воздушно-пузырчатый полиэтилен, примерно 5х70 см.
10. Гофрированная трубка диаметром 10-12 мм (черная, мягкий полиэтилен, с продольным разрезом по всей длине) 1-2м.
11. Предохранитель внешнего исполнения дополнительный 5-10 А (при необходимости — контакты к нему и изоляция для контактов, например термоусадочная трубка соответствующего диаметра).
12. Возможно — пистоны крепления порога (до 5 шт.).

Инструмент:
Ключ торцевой (головки) на 7, 10 и 17.
Отвертка крестовая PH2.
Нож для зачистки и обрезки проводов.
Плоскогубцы.
Бокорезы.
Паяльник.
Шуруповерт.

Датчик нагрузки на заднюю ось размещаем на передней части арки правого заднего колеса. На модификациях с автоматическим корректором штатный датчик располагается именно в этом месте.

Автокорректор фар. Датчик высоты задней подвески

Автокорректор фар. Рисунок 1. Датчик высоты задней подвески

Настоятельно рекомендуем изучить паспорт автоматического корректора перед началом монтажа.

Примечание. Возможен вариант с прокладкой провода от датчика непосредственно из салона, минуя багажное отделение. Для этого необходимо просверлить отверстие чуть выше болта крепления ремня безопасности правого пассажира на втором ряду, на нижней части арки колеса. Перед сверлением необходимо определить место крепления датчика во избежание совпадения отверстий крепления и проводки. Такой маршрут прокладки сократил бы длину провода к датчику примерно на 2 метра и позволил выполнить подвод с самой удобной стороны. Но это нарушит лакокрасочное покрытие, потребуется дополнительная обработка кузова и надежная герметизация получившегося отверстия. Данный вариант был признан не самым удачным, поэтому было решено пропустить провод через штатное отверстие в правой части багажного отделения.

1. Начинаем с багажного отделения. Для прокладки провода необходимо головкой на 10 отвернуть один болт и вынуть правый малый ящик. Кроме болта его удерживает разжимная клипса, которая располагается снизу ящика ближе к передней части с левой стороны. Если вынуть ящик не удалось, дополнительно нужно снять поперечный ящик в задней части багажника (установлен на двух болтах и двух клипсах, предварительно вынуть домкрат), чтобы получить доступ к правому малому ящику.

Автокорректор фар. Отверстие для прокладки кабеля

Автокорректор фар. 1. Отверстие для прокладки кабеля

2. После завершения предварительных процедур по разборке салона вывешиваем правое заднее колесо и снимаем его, соблюдая меры предосторожности. Снимаем задний брызговик, аэродинамический щиток и локер (головкой на 7 вывинчиваем 4 самореза и крестовой отверткой 6 пистонов). Для удобства можно слегка оттянуть наружу часть заднего бампера на стыке с крылом.

3. Прокалываем снизу вверх резиновый уплотнитель, через который проходит кабель к днищу а/м и также снизу вводим в прокол отрезок жесткого провода типа ПУНП, к которому изолентой или скотчем приматываем конец кабеля, идущего к датчику. Затягиваем кабель в салон, оставив необходимый запас под аркой.

4. Переходим к обшивке в районе правого сиденья второго ряда. На семиместной модификации удобно полностью откинуть пассажирское сиденье вперед. Головкой на 10 отвернуть болт крепления кольца багажной сетки. Головкой на 17 отвернуть крепление ремня безопасности. Вынуть декоративную заглушку из задней стойки двери и крестовой отверткой вывернуть саморез крепления обшивки.

Автокорректор фар. Обшивка кузова

Автокорректор фар. 2. Обшивка кузова

Взявшись за декоративную накладку порога с внутренней стороны, покачивая накладку вынуть ее из креплений порога. Вместе с накладкой вынимаются два пистона ее крепления (находятся с наружной стороны накладки).

Автокорректор фар. Порог задней пассажирской двери

Автокорректор фар. 3. Порог задней пассажирской двери

 

Автокорректор фар. Накладка порога задней двери, вид снизу

Автокорректор фар. 4. Накладка порога задней двери, вид снизу

Начиная с нижней части вынуть резиновый уплотнитель задней части двери примерно до уровня стекла. Взяться за образовавшийся проем и резко потянуть декоративную облицовку внутрь автомобиля до выхода из зацепления клипс крепления. Оттянув облицовку установить в верхней части распорку из мягкого материала (например, рукоятку отвертки, как на фото 2). В образовавшуюся щель продвинуть за обшивкой по направлению к заднему малому ящику примерно 1,5м провода ПУНП для прикрепления к нему в последующем кабеля от датчика (Фото 2, фото 1). Аккуратно прикрыть заднюю дверь, чтобы не допустить повреждения облицовки вставленной распоркой. Под передней пассажирской дверью аналогично снимаем декоративную накладку порога, начиная с задней части накладки. После выхода из зацепления заднего пистона крепления или его поломки, необходимо не сильно поднимая заднюю часть (на 1-2 см) надавить накладку в направлении к передней части автомобиля для выхода из зацепления головок двух передних пистонов. После их освобождения или поломки требуется осторожно разжать защелку в передней части и снять накладку.

Автокорректор фар. Порог передней пассажирской двери

Автокорректор фар. 5. Порог передней пассажирской двери

 

Автокорректор фар. Накладка порога передней двери, вид снизу

Автокорректор фар. 6. Накладка порога передней двери, вид снизу

5. Перед установкой проверить наличие свободного хода рычагов датчика, вращение в шарнирах должно быть свободным, без усилий и «закусывания». При необходимости отрегулировать, смазать и нанести каплю краски на резьбу. После этого необходимо подготовить крепление датчика. Снять датчик с металлической пластины, на которой он установлен, пластину согнуть под углом примерно 90 градусов. Более точно угол подбирается при окончательной установке. Установить датчик на пластину таким образом, чтобы он располагался подвижными элементами к пластине.

Автокорректор фар. Крепление датчика загрузки задней оси

Автокорректор фар. 7. Крепление датчика загрузки задней оси

В нашем случае датчик закреплен разъемом вниз, для правильной настройки необходимо отключить сигнальный провод с датчика загрузки задней оси при начальном конфигурировании автоматического корректора (как описано в п.7.2 паспорта устройства). Возможность установки датчика разъемом вверх, как описано в типовой схеме автокорректора, не проверялась, можно выяснить это самостоятельно, закрепив датчик на обратной стороне крепежного уголка. При этом необходимо обратить внимание на то, чтобы величина свободного хода задней подвески от минимума до максимума не привела к поломке датчика.

6. Выпрямить малый уголок, расположенный на конце рычагов датчика в прямую, рассверлить свободное крепежное отверстие в нем до диаметра 6 мм. После чего вставить в это отверстие шпильку, находящуюся на внешней стороне продольного рычага правого заднего колеса. Взять шайбу, гровер и гайку М6 и навернуть их на шпильку с усилием, дополнительно зафиксировать соединение контргайкой. Взявшись за крепежную пластину расположить датчик соосно продольному рычагу. От точности его позиционирования (от соосности) в значительной степени зависит долговечность датчика. Крепежная пластина должна плотно прилегать к кузову, рычаг датчика должен находиться в крайнем нижнем положении. Ступица колеса в этот момент также находится в самом нижнем положении, но выбрав место установки датчика необходимо обеспечить некоторый запас, сместив место крепления датчика еще примерно на 5 мм вниз. Такого запаса достаточно, чтобы обеспечить ход ступицы колеса вниз еще на 15-20 мм относительно текущего положения. После окончательного закрепления датчика, кабель к нему желательно вложить в гофрированную трубку и закрепить стяжками к кузову параллельно существующему жгуту.

Автокорректор фар. Прокладка кабеля к датчику

Автокорректор фар. 8. Прокладка кабеля к датчику

При этом необходимо избегать излишнего натяжения кабеля и защитить от повреждения движущимися частями подвески. После закрепления кабеля выбрать его излишек внутри арки и примотать изолентой к проводу, который проложили в п.4. Желательно дополнительно залить место ввода кабеля небольшим количеством любого герметика, обладающего достаточной адгезией к резине. Устанавливаем задний брызговик, аэродинамический щиток и локер. Устанавливаем колесо и опускаем а/м.

7. Вытянуть кабель к порогу задней пассажирской двери и проложить его по специальным коробам внутри порогов (Фото 3, 5) до передней правой стойки. Для прохождения средней стойки оттянуть нижнюю часть ее обшивки и с помощью жесткого провода проложить кабель. Открутить или ослабить пластиковую гайку крепления накладки в ногах переднего пассажира, после чего оттянуть накладку по направлению внутрь салона до освобождения разжимной клипсы. Проложить кабель по направлению к правой дальней части перчаточного ящика и закрепить накладку на место. Снять защитный буфер у колен водителя (процедура его снятия описана в статье Установка переключателей с подсветкой). Проложить кабель в задней части центрального тоннеля и вывести в районе замка зажигания. Зачистить концы проводов на длину 8-10 мм и облудить. Прокладка кабеля от датчика завершена, можно установить на место ящик багажника, закрепить облицовку, уплотнитель и накладки порогов.

8. Снять многофункциональный переключатель управления зеркалами и ручным корректором, как описано Установка переключателей с подсветкой, освободить проводку на 10-15 см аккуратно расклеив поролоновый чехол. Необходимая доработка электрической схемы приведена на Рисунке 2 (при клике на рисунок он откроется в новом окне).

Автокорректор фар. Доработка схемы штатного корректора.

Автокорректор фар. Рисунок 2. Доработка схемы ручного корректора

Найти коричневый провод с белой полосой (контакт 10 по схеме, второй провод слева на фото 9) и снять около 10 мм изоляции на любом расстоянии от разъема, удобном для пайки. Провод отрезать не нужно. Припаять отрезок провода сечением 0,35-0,5 кв. мм длиной около 70 см, место соединения тщательно заизолировать. Желательно неподалеку от места пайки в разрыв этого провода установить дополнительный предохранитель на 5-10А, т.к. на нем появляется напряжение питания при включении ближнего света.

Автокорректор фар. Назначение проводов переключателя

Автокорректор фар. 9. Назначение проводов переключателя

Найти темно-зеленый провод (контакт 11 по схеме, третий провод слева на фото 9, между бело-коричневым и бело-оранжевым) и отрезать его на расстоянии около 10 см от разъема. На часть провода, идущую к разъему многофункционального переключателя припаять штыревую клемму из комплекта автокорректора (п.6.3.4 Паспорта автоматического корректора), как показано на фото 10. На другой конец провода припаять гнездовую клемму, по окончании надеть на клеммы защитные колпачки из комплекта. Взять два провода сечением 0,35-0,5 кв. мм длиной около 70 см (отличающихся по цвету между собой, также отличающихся от провода питания, описанного в предыдущем абзаце) и припаять на их концах штыревую и гнездовую клеммы. Надеть на них защитные колпачки и соединить со смонтированными ранее клеммами. Пометить цвета всех трех дополнительных проводов на схеме в паспорте автокорректора или на схеме, изображенной на рисунке 2.

Автокорректор фар. Монтаж разъемов на переключателе

Автокорректор фар. 10. Монтаж разъемов на переключателе

9. Вернуть на место поролоновый чехол. Три провода, которые пойдут к автокорректору, обернуть поролоном с фиксацией его изолентой. Можно для этих же целей использовать воздушно-пузырчатую пленку и узкий скотч. Проложить провода к автокорректору с креплением в нескольких местах, излишек отрезать по месту с небольшим запасом. Зачистить концы проводов на длину 8-10 мм и облудить. Минусовой провод необходимой длины соединить с надежной «массой» (например, с рулевой колонкой), второй конец также зачистить и облудить. Провода вставить в гнезда автокорректора в соответствии со схемой, приведенной в паспорте. Если монтаж датчика выполнен как описано в данной статье, т.е. разъемом вниз — сигнальный провод датчика загрузки не подключать до завершения процедуры начального конфигурирования (см. п.7.2 паспорта корректора).

На этом процесс установки завершен, дальнейшая калибровка и эксплуатация осуществляются в соответствии с рекомендациями производителя автоматического корректора «Силичъ-Зенит», изложенными в паспорте изделия.